Фото с сайта компании «ВодоходЪ»
На внутренних водных путях России подходит к завершению навигация 2024 года: в одних бассейнах она уже закрыта, в других это произойдет в ближайшие недели.
Протяженность внутренних водных путей России составляет более 101 тыс. км, гарантированные габариты имеют почти 49 тыс. км.
На Волго-Балте окончание работы гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования, согласно приказу Росморречфлота, запланировано на 15 ноября. При этом в связи с благоприятными погодными условиями и заявками от судовладельцев работа шлюзов будет продлена на несколько дней.
На Волго-Балте окончание работы гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования, согласно приказу Росморречфлота, запланировано на 15 ноября. При этом в связи с благоприятными погодными условиями и заявками от судовладельцев работа шлюзов будет продлена на несколько дней.
Представитель Российской палаты судоходства отметила, что решение инфраструктурных проблем, 100% выделение средств на текущее содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений по нормативам, утвержденным правительством, продолжение реализации мер господдержки судостроительных программ позволит реализовать недоиспользуемый в настоящее время потенциал внутреннего водного транспорта, будет способствовать развитию МТК «Север-Юг».
Пассажирские перевозки
Продолжают восстанавливаться пассажирские перевозки по рекам России. За 10 месяцев 2024 года рост составил 13% относительно прошлого года и достиг 11 млн человек. С учетом того, что в некоторых регионах навигация все еще продолжается, по итогам года данный показатель будет выше.
Пассажирские перевозки
Продолжают восстанавливаться пассажирские перевозки по рекам России. За 10 месяцев 2024 года рост составил 13% относительно прошлого года и достиг 11 млн человек. С учетом того, что в некоторых регионах навигация все еще продолжается, по итогам года данный показатель будет выше.
«Цифры свидетельствуют о значительном росте интереса к перевозкам по рекам. Наиболее популярные туристические направления: Москва — Санкт-Петербург и маршруты по Волге. В целом на внутренних водных путях в 2024 году эксплуатировалось порядка 100 круизных судов. И что отрадно отметить, эксплуатируются такие суда уже и Сибири, что дает толчок дальнейшему развитию круизного судоходства на сибирских реках», — рассказал заместитель руководителя Росморречфлота Федор Шишлаков.
По мнению директора по судоходной политике Российской палаты судоходства, председателя Общественного совета при Росморречфлоте Анны Исаевой, благодаря активному развитию круизного флота, в 2024 году количество пассажиров должно достичь отметки в 500 тыс. человек (в 2023 году в России было перевезено более 400 тыс. круизных пассажиров. — Прим. ред.).
Как рассказала директор по развитию ПАО «Московское речное пароходство» Светлана Гончарова, загрузка теплоходов в навигацию 2024 года в летнее время составляла 90% и более. При этом за счет благоприятных погодных условий круизы пользовались спросом среди отдыхающих и в более низкий сезон — весной и осенью.
Как рассказала директор по развитию ПАО «Московское речное пароходство» Светлана Гончарова, загрузка теплоходов в навигацию 2024 года в летнее время составляла 90% и более. При этом за счет благоприятных погодных условий круизы пользовались спросом среди отдыхающих и в более низкий сезон — весной и осенью.
«Мы в этом году перевезли на 44% больше туристов, чем в прошлом году. Это связано с хорошей погодой, которая стояла с весны по осень. Кроме того, все больше туристов выбирают не круговые рейсы, а в одну сторону. Например, из Москвы в Санкт-Петербург. А обратно добираются на других видах транспорта», — добавила Светлана Гончарова.
Среди основных проблем, с которыми сегодня сталкивается круизная отрасль России, она назвала отсутствие кадров и цены на топливо.
В Волго-Балтийском бассейне в навигацию 2024 года перевозки пассажиров выполняли более 30 круизных компаний. По предварительным итогам, круизным флотом было перевезено 375,9 тыс. человек (в 2023 году — 354,6 тыс.). Услугами компаний, осуществляющих перевозки на скоростном и экскурсионно-прогулочном флоте в Санкт-Петербурге, воспользовались 3,8 млн человек (в 2023 году — 3,7 млн человек).
Несмотря на рост круизных туристов, основной функцией водного транспорта остается транспортная, когда пассажиры выбирают короткие рейсы, чтобы попасть из одной точки в другую. Так, пассажироперевозки в Енисейском и Байкало-Ангарском бассейнах внутренних водных путей в навигацию 2024 года выросли на 4% относительно предыдущего года — до 1,88 млн человек. ФБУ «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей» (администрация «Енисейречтранс») обслуживает сегодня 14 пассажирских линий, включая 5 — на Енисее и 9 — на Ангаре и Байкале. В регионе работают 32 паромные переправы. При этом внутренний водный транспорт зачастую является единственным средством сообщения с труднодоступными населенными пунктами.
В Обь-Иртышском бассейне пассажирские перевозки достигли 1,8 млн человек, в Двинско-Печорском — свыше 913 тыс. пассажиров.
Отдельное внимание в 2024 году было уделено межрегиональным скоростным пассажирским перевозкам. Напомним, Минтрансом России была создана соответствующая комиссия, одна из задач которой — выработка механизмов государственной поддержки таких перевозок. В первую очередь решено развивать сообщение на Волге. Был принят проект «Речные магистрали», который планируется реализовать в пять этапов. Скоростное сообщение будет налажено между несколькими регионами, в том числе Нижегородской и Ульяновской областями, Республикой Татарстан, Пермским краем и др. Ожидается, что в перспективе нескольких лет развитие скоростных перевозок даст заметный прирост количества пассажиров, выбирающих именно водный транспорт.
Автор Кристина Ткачева
В Волго-Балтийском бассейне в навигацию 2024 года перевозки пассажиров выполняли более 30 круизных компаний. По предварительным итогам, круизным флотом было перевезено 375,9 тыс. человек (в 2023 году — 354,6 тыс.). Услугами компаний, осуществляющих перевозки на скоростном и экскурсионно-прогулочном флоте в Санкт-Петербурге, воспользовались 3,8 млн человек (в 2023 году — 3,7 млн человек).
Несмотря на рост круизных туристов, основной функцией водного транспорта остается транспортная, когда пассажиры выбирают короткие рейсы, чтобы попасть из одной точки в другую. Так, пассажироперевозки в Енисейском и Байкало-Ангарском бассейнах внутренних водных путей в навигацию 2024 года выросли на 4% относительно предыдущего года — до 1,88 млн человек. ФБУ «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей» (администрация «Енисейречтранс») обслуживает сегодня 14 пассажирских линий, включая 5 — на Енисее и 9 — на Ангаре и Байкале. В регионе работают 32 паромные переправы. При этом внутренний водный транспорт зачастую является единственным средством сообщения с труднодоступными населенными пунктами.
В Обь-Иртышском бассейне пассажирские перевозки достигли 1,8 млн человек, в Двинско-Печорском — свыше 913 тыс. пассажиров.
Отдельное внимание в 2024 году было уделено межрегиональным скоростным пассажирским перевозкам. Напомним, Минтрансом России была создана соответствующая комиссия, одна из задач которой — выработка механизмов государственной поддержки таких перевозок. В первую очередь решено развивать сообщение на Волге. Был принят проект «Речные магистрали», который планируется реализовать в пять этапов. Скоростное сообщение будет налажено между несколькими регионами, в том числе Нижегородской и Ульяновской областями, Республикой Татарстан, Пермским краем и др. Ожидается, что в перспективе нескольких лет развитие скоростных перевозок даст заметный прирост количества пассажиров, выбирающих именно водный транспорт.
Автор Кристина Ткачева