Аналитические материалы информационного портала "Все марины России"

Парусный спорт в России: от императоров до матроса, державшего мачту руками

То штиль, то штормовой ветер…

Именно так развивался в России парусный спорт – один из старейших и главных олимпийских видов спорта.


Петр Великий, наш самый знаменитый фанат мореходства, одним из первых в мире начал проводить то, что позже назовут регатами. Император устраивал регулярные прогулки в акватории Невы на парусных и гребных судах, называемых Невским флотом. Петр мечтал, что со временем все жители Петербурга будут пользоваться яхтами и лодками вместо телег и лошадей. 

Однако после смерти Петра забаву надолго забросили, а петербургские каналы стали всего лишь достопримечательностью.

Николай Первый, почитавший Петра своим кумиром, поддержал создание Санкт-Петербургского Императорского яхт-клуба. Это был самый элитный клуб России. Так что доступ туда был строго ограничен.



Тем не менее, всплеск интереса к яхтингу и дальним плаваниям в стране был огромен. Николай всячески поощрял его. Именно он, между прочим, заманивал в Петербург выдающихся художников-маринистов, в том числе легендарного Айвазовского. 

А в 1858 году в Петербурге появился более открытый Речной яхт-клуб – настоящий предок современных парусных сообществ Северной столицы. Клубы начали распространяться по всей стране, причем не только в морских портах. Их ведь даже в Российской империи было не так-то много. Свои яхт-клубы появились в Киеве и Саратове.



Действительно массовым российский парусный спорт стал только в 20-м веке. В 1930-х в СССР происходит колоссальный бум парусного строительства. История про капитана Врунгеля родилась не из головы – яхты и неунывающие капитаны в те времена действительно были у всех на устах.

Правда, первые выходы советских мореходов на международную арену завершились не так триумфально, как регата Врунгеля. Беличьи колеса и шампанская тяга в реальности не работают, а настоящего опыта у наших спортсменов не было. На Олимпиаде в Хельсинки яхтсмены СССР были аутсайдерами, не сумев войти в Топ-10 ни в одной из пяти дисциплин.

Скажем, экипаж Николая Ермакова на яхте «Цирцея» занял, вроде бы, приличное 11-е место в гонке килевых яхт 6mR, но... участвовало всего 11 экипажей... Яхтсмены шутили, что от гнева начальства их спасли только футболисты, которые тогда оконфузились громче всех.



Тем более шокирующим стал успех на Олимпиаде в Риме-1960. Это вообще был великий турнир, возможно, лучший в нашей спортивной истории. Рвали все: не только гимнасты, борцы и штангисты, но и стрелки, легкоатлеты. Даже конники отличились! Советский спорт отправил мир в нокаут, и среди прочих золото увезли моряки.

Тимур Пинегин и Федор Шутков сенсационно выиграли первое место в заезде «Звездных» на яхте «Торнадо», опередив маститых хозяев-итальянцев, португальцев и американцев.

Мы не для смеха вспомнили конфуз-1952. В том самом неудачливом экипаже Ермакова на «Цирцее» был молодой матрос Шутков. Когда в одной из гонок соскочила с места краспица (один из мачтовых брусьев) Шутков втиснул ее на место и более трех часов держал руками, лишь бы не допустить позорного схода с гонки! Так создавался чемпионский характер.

А вот с матчастью у Пинегина и Шуткова в Риме все было по высшему классу. Ничего руками завинчивать не пришлось. Именно это, вкупе с фактором неожиданности, обусловило победу. Конкуренты отчаянно блокировали друг друга, не допуская мысли, что советские гонщики уйдут в отрыв. Напрасно.



В течение 15 лет на мировых регатах гремел Валентин Манкин, трехкратный олимпийский чемпион, уникальный яхтсмен, выигравший олимпийское золото в трех разных классах: «Финн», «Темпест» и «Звездный». Выиграть три Олимпиады может только железный человек, у которого рассчитана каждая секунда, и таков был Манкин.

Пока друзья упивались морской романтикой и надеялись на ветер, он до дюйма изучал акватории будущих стартов, сидел на строжайших диетах и тренировался по 12 часов в сутки, используя каждую возможность. 

Даже перед телевизором сидел не просто так, а на корточках для укрепления мышц. Да-да, идея тренироваться на беговой дорожке и смотреть в монитор далеко не нова. Все уже было.



Сейчас российским яхтсменам далеко до олимпийского золота: последние поколения наших спортсменов явно уступали сильнейшим советским в подготовке. Во многом, из-за отсутствия собственной матчасти: производство яхт, как и многое другое, после распада СССР частично пришло в упадок, частично оказалось в новых странах (и там все равно пришло в упадок).

Сейчас парусный спорт активно развивается в нескольких городах России от Петербурга до Сочи и Владивостока. Летняя Олимпиада в Сочи дала мощный толчок развитию парусного дела на черноморском побережье, где теперь есть несколько эффектных стоянок, а многочисленные виды спорта прогрессируют в связке. 

Например, спонсор футбольного клуба «Сочи», букмекерская компания «LEON», одновременно содержит свой яхт-клуб, способствуя развитию корпоративных регат в регионе, тогда как в Санкт-Петербурге Газпром точно так же спонсирует и футбольный «Зенит», и городской яхт-клуб.


В 21-м веке мы стали забывать, что яхта – это вовсе не плавучий ресторан и не аттракцион для богатых. Это, прежде всего, свобода и возможность проявить свой характер в борьбе с ветром или соперниками. Самое время вспомнить. 


Источник: https://www.sportsdaily.ru/articles/to-shtil-to-shtormovoy-veter-

Личный опыт Отечественное развитие