Информационный портал
о строительстве марин и развитии инфраструктуры яхтинга в РФ

Развитие яхтинга  в Санкт-Петербурге

Россия — одна из крупнейших стран в мире по протяженности своих внутренних водных путей, которые составляют 101,6 тыс. км. Ежегодно по внутренним водным путям перевозят более 150 млн. тонн грузов и 20 млн. пассажиров, рабочими являются более 30 тыс. судов, принадлежащих 1,5 тыс. судовладельцев1. Несмотря на такую огромную протяженность внутренних водных путей на берегах наших рек и морей, ничтожно мало свободных для использования яхтсменами стоянок, причалов, заправок и центров технического обслуживания.
Первый и единственный в России специализированный пассажирский порт «Морской фасад», расположенный в Санкт-Петербурге, является важнейшим объектом круизной, паромной и яхтенной индустрии в городе. Его пропускная способность насчитывает 12 тысяч пассажиров в день, что составляет 1,2 млн. пассажиров в год. За последние 5 лет количество «морских» туристов увеличилось в 1,5 раза. Специалисты прогнозируют в ближайшие пять лет прирост морских пассажиров в Балтийском регионе, и в частности в Санкт-Петербурге, на 20%. Благодаря морскому туризму, в бюджет города ежегодно поступают доходы около 250 млн. долларов США.
Проведенный SWOT-анализ позволил выявить сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы развития яхтинга в Санкт-Петербурге. Возможности включают: популяризацию яхтинга у жителей Европы за счет маркетинговой политики; повышение заинтересованности иностранных туристов к дистинации Санкт-Петербург, в том числе и за счет упрощения визового режима. Слабые стороны включают множество факторов, связанных с инфраструктурой (отсутствие яхтенной инфраструктуры; неудовлетворительное состояние фарватера; отсутствие должного навигационного и гидрографического обеспечения); законодательством (визовые ограничения; плохое регулирование туристской деятельности на региональном и муниципальном уровнях; низкий уровень безопасности) и экономической (низкий средний уровень жизни, который не всем позволяет содержать яхту; отсутствие эффективной маркетинговой политики по продвижению города на международном рынке; несоответствие цены качеству услуг) обстановкой.

Одним из факторов, сдерживающим развитие яхтенного туризма в Санкт-Петербурге, является сезонность. Если в Средиземноморском и Карибском регионе, яхтенный туризм актуален круглый год, то в Северо-Западном федеральном округе из-за климатических особенностей, продолжительность яхтенного сезона составляет всего десять недель. Поэтому маломерные суда не могут круглый год оставаться на воде и вынуждены зимовать на суше, в то время как получить текущее техническое обслуживание практически негде. Специализированных на яхтах марин, где можно без проблем заправить яхту и получить соответствующее береговое обслуживание крайне мало.

Рассмотрим подробнее последний фактор слабых сторон — «Несоответствие цены и качества услуг». Дороговизна яхтенного отдыха в России объясняется завышенной ценовой политикой яхт-клубов на базирование и техническое обслуживание яхт. В таблице 1 приводится стоимость базирования в некоторых яхт-клубах Санкт-Петербурга.

На сегодняшний день техническую помощь яхтам оказывают не только специализированные мастерские при яхтклубах, но и некоторые фирмы по ремонту автомобилей. И если проблема первых заключается в формировании невероятно высоких цен за обслуживание, то проблема вторых — это отсутствие лицензии на проведение соответствующих работ.
Для решения этой проблемы, разработчиками отраслевой схемы было предложено построить в Санкт-Петербурге еще 42 объекта базирования и обслуживания маломерного флота, чья общая площадь насчитывала бы более 180 га и позволила бы принять 8,2 тыс. маломерных судов. Тем не менее, инициатива не была поддержана владельцами яхтклубов из-за неоправданных крупных вложений и невероятно долгих сроков окупаемости (все вложенные средства в размере от 100 млн до 900 млн руб., в лучшем случае окупятся через 10 лет).
Выход — повышение процента лицензированных мастерских, осуществляющих техническое обслуживание яхт.
  • 1
    Затраты на переподготовку квалифицированных кадров значительно меньше, затрат на строительство новых центров обслуживания.
  • 2
    Цены на обслуживание в таких мастерских для яхтенных туристов будут значительно ниже, предлагаемых в яхт-клубах.
При развитии инфраструктуры целесообразно опираться на опыт Балтийских стран.  Во-первых, в интересах конкуренции качество инфраструктуры не должно уступать соседским странам. Во-вторых, климат и сезонность Скандинавских стран идентичен климату Санкт-Петербурга, чего не скажешь, о странах Карибского региона.

Использование финского опыта, уже показало свои положительные результаты на примере форта «Константин».

Реализация проекта развития инфраструктуры яхтинга в Санкт-Петербурге позволит усовершенствовать процедуру управления границей, повысить безопасность в области предупреждения и пресечения незаконной миграции, а также нелегального перемещения товаров и грузов. Выгодное сотрудничество привлечет в Санкт-Петербург яхтенных туристов из Скандинавских стран, что позволяет надеяться на то, что стоянки будут работать с полной загрузкой.
Исследование, проведенное Санкт-Петербургским яхт-клубом «Балтиец», предлагает установить следующие целевые индикаторы развития инфраструктуры яхтинга в Санкт-Петербурге:
  • 1
    увеличить количество стояночных мест для лодок длиннее 5,5 м до 20-25 тысяч (при наличии 4,3 тысяч);
  • 2
    установить соотношение гаваней классов А, В, С как 15:55:30 (на данный момент их соотношение составляет 51:26:23);
  • 3
    установить соотношение парусных и моторных лодок 50:50 (на данный момент их соотношение составляет 4:96).
Проведенные расчеты показали, что равная пропорция может быть достигнута только через несколько десятилетий, а затраты составят около 250 — 300 млрд. рублей. Так, например, в Финляндии соотношение парусных и моторных лодок составляет 34:66 и, чтобы достичь этого финнам потребовалось 50 лет.

Реализация программы развития яхтенного туризма в Санкт-Петербурге должна базироваться на экономической модели государственно-общественного партнерства. Как показывают расчеты, предложенная концепция позволяет сократить затраты на строительство крупных социально значимых спортивных объектов в 15−20 раз!

Более того, ее успешное применение создаст предпосылки для разработки организационно-технических методов снижения затрат на строительство и эксплуатацию объектов.
Если тщательно подойти к вопросу о разработке безопасных привлекательных маршрутов и наладить береговую инфраструктуру, где туристы смогут получить широкий спектр услуг, цена уже не будет казаться такой высокой. На сегодняшний день аренда яхты на 4−6 человек в Санкт-Петербурге стоит от 1000 евро за неделю, что при должном уровне качества сервиса является вполне допустимой ценой.

Исходя из полученных данных, можно заключить, что программа развития яхтенного туризма должна учитывать множество факторов, связанных с инфраструктурой, законодательством и экономической обстановкой. Однако, при должном уровне государственного контроля, плановой реализации мероприятий, направленных на развитие яхтенного туризма, а также следованию ключевых направлений «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» и программы «развития внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011 — 2018 гг.», яхтенный туризм сможет достичь целевых показателей.
16 ИЮНЯ / 2022

Авторы: Трофимов В.В., Трофимова Е.В., Калашникова Ю.В.